15 ноября, санкт-петербург
панельная дискуссия в рамках
Санкт-Петербургского международного культурного форума
Умный город — умные медиа
Как цифровизация меняет городское пространство?

Зачем музеи осваивают виртуальную реальность?

как высокие технологии меняют человека?
эти и другие вопросы обсудили участники дискуссии

«Умный город — умные медиа»:
музеи и СМИ в условиях глобальной цифровизации
городских пространств,

в рамках секции «Образование»
VIII Санкт-Петербургского
международного культурного форума.
В обсуждении участвовали
Камилла Ренатовна Нигматуллина (Россия)
доцент кафедры цифровых медиакоммуникаций СПбГУ
Анна Вадимовна Михайлова (Россия)
Аналитик управления музейно-туристского развития ГАУК «Мосгортур»
Анастасия Дмитриевна Озерская (Россия)
Руководитель пресс-службы Государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
Ксения Диодорова (Россия)
Руководитель студии «Гонзо-дизайн»
Лилия Викторовна Воронкова (Россия)
соорганизатор «Открытая Лаборатория Город»
Эндрю Патерсон (Andrew Paterson, Финляндия)
художник-организатор, культурный продюсер, педагог и независимый исследователь
Николя Бушо (Nicolas Buchoud, Франция)
президент Большого Парижского альянса и специальный советник Всемирной конференции по креативной экономике (WCCE)
Направления дискуссии
Ключевые характеристики
«умных городов» и «умных медиа»
Текущие достижения
в области цифровизации культурного пространства и
особенности цифровой культурной индустрии и креативной экономики в
России и мире
Главные вызовы и риски
для культурного производства и сохранения
наследия в «умных городах»
Роль креативной экономики
в развитии городского пространства
Запросы жителей «умных городов»
по развитию медийно-цифрового пространства в сфере культуры
Роль медиа
в продвижении культуры в цифровом обществе
В «умном городе» все учреждения и организации связаны между собой информационными технологиями. Цель этих разветвленных коммуникаций — наладить связи и отношения между людьми с помощью «умных медиа». К ним относятся мобильные приложения, сервисы и другие цифровые инструменты, которые формируют экономику знаний.
Камилла Нигматуллина
Заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций
Концепцию «умного города» невозможно реализовать без участия общественных пространств, в том числе учреждений культуры. Сегодня именно музеи становятся цифровыми площадками, которые апробируют информационные технологии, внедряют их в повседневную жизнь.
Участники дискуссии рассказали о таких мультимедиапроектах
Руководитель пресс-службы Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме Анастасия Озерская
рассказала о выставке «Ахматова. Ты один из моих двойников», которая сейчас проходит в музее. Для знакомства с экспозицией посетители должны прийти в Фонтанный дом, а затем скачать специальное приложение. С помощью цифровых технологий авторы выставки попытались представить творческий метод поэтессы.
Аналитик управления музейно-туристского развития ГАУК «Мосгортур» Анна Михайлова
привела еще несколько примеров того, как виртуальная реальность встраивается в работу городских музеев. Например, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина с помощью камер фиксируют и анализируют количество посетителей. Такой мониторинг трекинг-движения позволяет понять, насколько востребованы у широкой публики конкретные залы музея и экспонаты.
Соорганизатор сообщества «Открытая Лаборатория Город» Лилия Воронкова
рассказала о том, как цифровые технологии можно использовать не только в контексте музейного пространства, но и уличного искусства. Один из таких примеров — видеоигра TIME-PONG, которую в прошлом году создал художник Владимир Абих и спроецировал на обветшалый фасад одного из домов Петербурга. Два игрока управляют скульптурами, которые отбивают отпавший кусок штукатурки. Своим проектом автор хотел привлечь внимание властей и общественности к городским фасадам, нуждающимся в реставрации.
Руководитель студии «Гонзо-дизайн» Ксения Диодорова
вместе с коллегами создала сервис CONVERTER для родителей, которые пытаются найти общий язык с подростками. Здесь есть и игровой чат, где можно получить подсказку о том, как лучше ответить на сообщение от своего ребенка, и необычные коллажи, составленные из картинок пользователей. Эти изображения напоминают взрослым людям о приметах времени — предметах и явлениях, которые были распространены во времена их юности.
Однако всеобщая цифровизация — не всегда позитивный процесс
Технологии связаны с информационным шумом и длинным цифровым следом, который оставляет каждый интернет-пользователь. Как отметил художник-организатор и независимый исследователь из Финляндии Эндрю Патерсон, современный человек ежедневно пролистывает ленту новостей, длину которой можно сопоставить с длиной девяти вагонов поезда. При этом пользователи не всегда понимают, что должны, как и в реальной жизни, нести ответственность за свое поведение.
О том, как технологии изменили повседневность,
говорил и директор Большого Парижского альянса по развитию метрополий Николя Бушо. Он убежден, что в «умных городах», в том числе в Петербурге, важно найти баланс: гармоничное сочетание высоких технологий и духа места, который создает особую, невиртуальную атмосферу.
Участники панельной дискуссии считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и выражают уверенность в том, что цифровизация культурного пространства и развитие цифровой индустрии является неотъемлемой частью прогресса и развития общества.

Целенаправленная и систематическая работа по взаимодействию учреждений культуры и медиа позволит существенно повысить качество жизни, даст точный отклик на потребности жителей «умных городов».